Ivanco
We always get back to the basics.
С интересом посмотрел фильм "Судья Дредд" образца 2012 года,
"Судья Дредд" продолжает начатую Кристофером Ноланом волну "серьёзных комиксов". Откровенно говоря, смотреть фильм после просмотра первых трейлеров я не собирался, но неожиданно положительные рецензии породили интерес. Полгода ожидания - и вот оно, кино.
Сюжет отправляет нас в Мегасити - окружённый здоровенной стеной мегалополис. За стеной - радиоактивная пустыня, внутри стены - жилые небоскрёбы в километр высотой, с населением небольшого города в каждом и процветающей преступностью. Порядок в Мегасити поддерживает Корпус Судей, и поддерживает его крайне хреново - судьями обрабатывается всего 6% тяжких преступлений, а более мелкие нарушения закона рассматриваются попутно, когда попадаются на глаза. Поскольку закон оказывается не всевластен, он искупает своё ограниченное применение суровостью наказания - судьи-оперативники, выезжающие на задания на мотоциклах, воплощают в одном лице весь состав суда, включая адвоката, прокурора, собственно судью, но больше всего им удаётся роль исполнителей, т.е. палачей.
Дредд - один из самых лучших судей-оперативников Мегасити. Видимо, поэтому ему передают судью-стажёра, девушку по фамилии Андерсон. Андерсон немного не дотягивает до норм ГТО, не может похвастаться отличием в боевой и политической подготовке, зато обладает экстрасенсорными способностями, что превращает её для Корпуса Судей в золотое ярмо - и тащить тяжело, и выкинуть жалко. Именно поэтому её и решили передать на аттестацию Дредду - с ним она или докажет свою способность быть судьёй, или словит пулю. Суровый, но справедливый Дредд предлагает Андерсону самой выбрать дело, и напарники отправляются в один из небоскрёбов на вызов по поводу тройного убийства.
Небоскрёб держит под контролем банда Ма-Мы - бывшей проститутки, нынешней наркобаронессы и законченной садистки. Раньше небоскрёб держали три банды, но Ма-Ма позаботилась о том, чтобы извести противников под корень наиболее эффективными способами, после чего открыла на верхних этажах завод по производству нового наркотика "рапид", быстро набирающего популярность. Судьям об этом неизвестно, но это известно подручному Ма-Мы Кею, которого судьи задержали по делу о тройном убийстве, не в последнюю очередь благодаря экстрасенсорным способностям Андерсон. А раз так - Ма-Ма не выпустит судей из дома вместе с Кеем, а в идеале - не выпустит их живыми вообще. Дредду и Андерсон предстоит с боем пробиваться из блокированного до состояния бомбоубежища небоскрёба, внутри которого на них объявлена охота.

*********

Фильм меня разочаровал. Собственно, "Судья Дредд" 1995 года выпуска со Сталлоне, тоже был "не фонтан", но там все мои претензии упирались в качество исполнения, а здесь - в саму задумку. Товарищи, если вы делаете "серьёзный комикс", то вам предстоит сделать и серьёзную модель мира для этого комикса. Конечно, останутся какие-то элементы, являющиеся визитными карточками комикса - в "Дредде" это чудо-пистолеты судей и криминализированный мир, однако всё остальное в "серьёзном комиксе" не должно вызывать криков "так не бывает!".
Первая претензия - сам Мегасити. Некое правительство (не озвучиваемое в фильме) сумело построить мегалополис с населением 800 000 000 человек, окружить его по всему периметру невмененной стеной, отгрохать километровые жилые небоскрёбы... и всё это счастье охраняет один Корпус Стражей Исламской Революции Судей?! Что, серьёзно?! Хочется сказать "да вы смеётесь!", но за весь фильм никто ни разу не улыбнулся, не считая маньяческих улыбок Ма-Мы, сопровождающих очередное членовредительство. При этом улицы предельно криминализированного города не выглядят как трущобы - всё довольно чистенько, аккуратненько, ни тебе разбитых окон, ни стай малолетних преступников.
Идём далее. Когда Дредду выдали в напарники девушку-стажёра, не сдавшую нормативов, и велели затащить её для проверки "в самое пекло", я очень "порадовался" кадровой политике Корпуса Стражей. Подвести двоечника под пулю вместо отчисления - это довольно сильный ход со стороны людей, соблюдающей законность. Впрочем, законность эти шерифы изучали, кажется, исключительно по книгам о Диком Западе - на кого наставили пистолет, тот и виновен, вякнет что-то против - труп. Для откровенно лубочного Дредда в исполнении Сталлоне это подходило, для "серьёзного комикса" - нет.
Главной визуальной находкой фильма становится эффект наркотика "рапид" - сильное замедление течения времени. Можно говорить, что это выглядит красиво, но в половине случаев в рапиде нам показывают очередное членовредительство. Не знаю, возможно, есть любители такого специфического зрелища, но лично мне десять секунд смотреть на то, как пуля пробивает чью-то щёку или как из головы вылетают мозги, было несколько неприятно и очень скучно.
Да и целом фильм выглядит довольно скучно - судьи с арестованным Кеем ходят по этажам, время от времени расстреливают бандитов, Ма-Ма водит ножом по животу своего подручного хакера с имплантированными киберглазами, а тот, едва не теряя сознания от страха, в очередной раз локализует судей по показаниям камер. Сильных развлечений в ходе фильма находится ровно два - сначала по приказу Ма-Мы на этаж вытаскивают три "гатлинга" и выносят на этом этаже половину стен (видимо, опорных там не было), чтобы завалить всего двух человек, а затем Ма-Ма вызывает коррумпированных судей (оказывается, есть и такие!), которые просят за свою работу миллион на четверых и погибают от рук Дредда&Андерсон в течение следующих пяти минут. При всех косяках и идиотизме судья-ренегат из фильма со Сталлоне выглядел куда убедительнее и интереснее.
Подводя итог, ещё раз скажу - фильм может быть интересен скрытым садистам или фанатам Карла Урбана и Церцеи Ланистер. В остальном это кино представляет из себя довольно заурядный боевик.
P.S. На "Судью Дредда" 1995 года ни сам фильм, ни исполнитель роли текущего Дредда Карл Урбан не похожи, что можно отнести к плюсам фильма.
P.Р.S. На "Рейд", вопреки ожиданиям, фильм тоже не похож, но в случае с этим фильмом это скорее минус.